24 апреля 2017 года в МБОУ «ООШ» города Кирсанова прошел муниципальный семинар «Проектирование единого образовательного пространства для ранней профориентации и допрофессиональной подготовки обучающихся в условиях малого города».
В семинаре приняли участие представители от Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, преподаватели и студенты ТГУ им. Г. Р. Державина, преподаватели ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж», представители образовательных организаций города Кирсанова, Кирсановского и Гавриловского районов.
Целью проведения семинара было показать практическую часть реализации программы «Предпрофильная подготовка и профориентационная работа учащихся МБОУ «ООШ» города Кирсанова Тамбовской области».
Программа семинара была очень насыщенной. Выставка творческих работ учащихся «Мир в радуге профессий» познакомила гостей семинара с красочными детскими представлениями о профессиональном мире взрослых. Директор школы Г. Д. Кондракова приветствовала гостей и участников семинара, объявив его открытым. Вниманию присутствующих был предложен ролик о профориентационной работе МБОУ «ООШ» города Кирсанова, методах и способах создания единого образовательного пространства, применяемых педагогическим коллективом для ранней профориентации и допрофессиональной подготовки учащихся.
Для просмотра открытых мероприятий гостям было предложено поделиться на группы и посетить мероприятие по выбору.
На уроке технологии «Электромонтажные работы» ученики 8 класса под руководством своего преподавателя Б. Б. Судоргина удивили гостей, тем как ловко и умело, они за 45 минут справились с достаточно непростым заданием по сборке электрической цепи.
Учитель технологии Н. М. Бородулина на уроке «Дизайн одежды. Декорирование готового изделия шелковыми лентами» со своими ученицами продемонстрировали, как с помощью шелковых лент, превратить повседневный наряд в эксклюзивный.
На уроке обществознания «Экономическая сфера. Труд» ученики учителя истории и обществознания О. О. Кек познакомились с экономическим и философским смыслом понятий «работа» и «труд», узнали, чем отличаются эти понятия, то есть на 45 минут погрузились в экономическую сферу.
Востребованный специалист обязан владеть как письменной, так и устной русской речью. Безупречное знание родного языка делает работника более профессиональным и коммуникабельным. Основы этих знаний начинают закладываться в начальной школе. Поэтому вниманию гостей был предложен урок русского языка во 2 «А» классе учителя Н.А. Власовой, которая провела необычный урок русского языка «Упражнение в определении времени глагола», где теория русского языка переплелась с вопросом, который волнует всех «Кем быть?». Ответы на этот вопрос юные мечтатели давали в сочинениях-миниатюрах
А вместе с учениками 2 «Б» класса и их классным руководителем А. А. Бурцевой гости отправились в «Путешествие в Мастерград» и узнали о том, какие интересные ремесла существуют.
Занятие «Воспитание и развитие личности» в рамках профессионального обучения по профессии «Младший воспитатель», провела Ж. А. Тюрина. Учащиеся девятого класса анализировали произведения Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и размышляли о развитии личности и ее воспитании.
Современную трактовку деловой профориентационной игры с использованием ИКТ и творческих задатков учащихся, продемонстрировала гостям классный руководитель 6 «Б» класса Л.М. Струлева. Игра проходила в интерактивном режиме и была ориентирована на выявление личностных качеств учащихся, развитие их творческого потенциала. Учащиеся стали не только участниками, но и создателями деловой игры. Актуальность формы работы, перечня выбранных для «трудоустройства» профессий сделало мероприятие интересным как для участников, так и для зрителей.
К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. Деловая игра с элементами тренинга «В мире профессий», которую провела с учениками 9 класса И. А. Ерохина, позволила подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения. Во время тренинга молодые люди смогли изучить свои личностные особенности, интересы и склонности, получили подробную информацию о различных профессиях и правилах ее выбора.
Юные корреспонденты из пресс-центра школы «Калейдоскоп» следили за событиями в аудиториях школы, где проходили уроки, мероприятия и профессиональные пробы, брали интервью у гостей, а у учащихся пытались выяснить, о каких профессиях мечтают наши ребята и какая профессия, по их мнению, самая престижная в наше время. Сами же они определились в выборе профессии и считают, что журналист это самая интересная и яркая профессия.
Наиболее важной частью школьной профориентации являются профессиональные пробы. Это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе проб наши школьники проверяют наличие или отсутствие у себя профессионально значимых качеств. Кроме того, общеизвестно, что качества формируются только в деятельности, поэтому одной из задач профессиональных проб является создание условий для формирования профессионально значимых качеств личности. Именно такие условия и создали преподаватели и студенты ТГУ им. Державина, которые организовали и провели с учениками нашей школы профессиональные пробы по семи компетенциям: «Познай себя и других», «Право и безопасность», «Медбрат», «Медсестра», «Экономика», «Хореография», «Рекламист – профессия XXI века, «Английский язык». ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» провели профессиональные пробы по компетенциям: «Повар» и «Электрификация».
Во время проведения профессиональных проб учащиеся ознакомились с содержанием профессий, характером и условиями труда, с требованиями к знаниям, умениям, навыкам в конкретной профессиональной деятельности, что, несомненно, поможет школьникам в профессиональном самоопределении и верном выборе профессии.
Работа дискуссионной площадки «Региональные подходы к организации профориентационной работы с использованием АИС «Предпрофильная подготовка и профильное обучение» завершила работу семинара. Зав. отделом развития среднего профессионального образования О. Н. Нехорошева и зав. лабораторией профессиональной ориентации и развития карьеры Е. С. Агапитова рассказали о региональном опыте проведения профессиональных проб с девятиклассниками области.
Мы, взрослые люди, знаем насколько важно сделать правильный выбор профессии, реализоваться в этой жизни, не позволить работе стать рутиной. Надеемся, что наши ученики сделают уверенные шаги в сторону правильного выбора.
Струлева Л. М.,
зам. директора по УВР
Our partners
Региональный многофункциональный центр прикладных квалификаций
ТГУ имени Г.Р. Державина
ТОГАОУ СПО «Педагогический колледж города Тамбова»
Тамбовский государственный технический университет
ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»
Кирсановский авиационный технический колледж – филиал МГТУ ГА
Группа компаний «АСБ»
ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества»
МБОУ ДОД «Кирсановская детская школа искусств»
МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа» города Кирсанова